Омма́ж (от фр. hommage — признательность, дань уважения) в искусстве — работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту и т. п.
Живопись
С 1 декабря 1945 г. по 17 января 1946 г. Пабло Пикассо в технике литографии работал над своей знаменитой серией «Бык — Le Taureau».
Пабло Пикассо. Бык. (1945) Музей современно Рой Лихтенштейн. Бык (1973). Музей современного искусства. (Нью-Йорк, США)
В 1973 г. американский художник, представитель поп-арта Р. Лихтенштейн создал несколько оммажей в память о Пикассо. Он по-своему представил знаменитую серию литографий Пикассо. Лихтенштейн не пытается выявить некую «основу» образа быка, он играет с изображением так, как это сделал бы, например, художник-авангардист Казимир Малевич. Его занимает не столько форма или структура изображаемого предмета, сколько декоративная поп-арт-игра цветными плоскостями изображения и возможность геометрической интерпретации образа. На конечной стадии превращений мы видим уже полностью абстрактную геометрическую композицию.
Рой Лихтенштейн. Бык (1973). Музей современного искусства. (Нью-Йорк, США)
Кино
Визуальное решение фильма «Меня там нет» (I’m Not There, 2007) режиссёра Тодда Хейнса, снятого по мотивам творчества и биографии американского автора-исполнителя Боба Дилана, представляет собой оммаж европейскому и американскому кинематографу 1960—1970-х гг..
В сериале Netflix «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016—2017), кроме традиционных для школьного сериала локаций — школьный двор, столовая, коридор у шкафчиков, центральными становятся следующие: школьная радиорубка, лес, который наделяется магическими функциями, шалаш в лесу, семейный гараж. Выдержанное, стильное и лаконичное линейное повествование разделено на главы и являет собой оммаж детским приключенческим фильмам 1980-х годов. Он полон аллюзий на «Гунни», «Инопланетянина», «Останься со мной», «Исследователей». Вайнона Райдер в роли обезумевшей от горя матери, скупающей фонарики в надежде наладить связь с пропавшим сыном, — цитата из ранней фильмографии актрисы, получившей популярность благодаря ролям странных подростков, чувствующих свою связь с потусторонним миром.
Живопись/Литература
Гравюра Эжена Каррьера, известная под двумя названиями: «Утешение» и «Оммаж Толстому» была создана художником в знак преклонения перед гением русского писателя. Репродукция литографии была опубликована в издании La Plume («Перо») в октябре 1901 года. Под нею имелась надпись: «Восхищение представляется мне наивысшей формой признательности. Я глубоко восхищаюсь Толстым и счастлив это сказать. 5 мая 1901 года. Эжен Каррьер».